понедельник, 14 ноября 2022 г.

Структура программы на Паскале

Программа записывается в соответствии с синтаксисом Паскаля и с использованием его алфавита.
Алфавит - совокупность допустимых в языке символов.
1. Латинские буквы (прописные и строчные буквы не различаются)
A, B, C, ..., Z
a, b, c, ..., z
2. Арабские цифры: 0, 1, 2, ..., 9
3. Специальные символы: | { } | [ ] | ( ) | ' | := | ; | : | = | , | .. | . | ^ | @ | # | $ |
4. Знаки операций для обозначения арифметических, логических или других действий.
5. Служебные слова: and, array, ..., while, with, xor
5. Неиспользуемые символы: | % | & | и т.д. не используются в Паскале, но их можно использовать в строках и комментариях.

Программа состоит из заголовка программы и блока программы.
Заголовок
Program <имя программы>;
<имя программы> - любой идентификатор

Блок программы:
может состоять из 6 разделов, 5 из которых служат для описания данных, а 6-ой - для описания действий над данными.
1) раздел описания меток;
2) раздел определения констант;
3) раздел описания типов;
4) раздел описания переменных;
5) раздел описания процедур и функций;
6) раздел операторов.

Порядок следования описательных разделов произвольный, но любое имя должно быть описано до его исполнения.


Программа на языке Турбо Паскаль имеет вид:
PROGRAM [имя];
[необязательный оператор USES];
[раздел описания];
BEGIN
[команды];
END.
[имя] - программы может содержать до 8 символов, состоящих из латинских букв и цифр (должно начинаться с буквы и не содержать пробела).
[Необязательный оператор USES] - указывает какие модули входят в программу.
[раздел описания] - указывает какие процедуры и функции, переменные, метки будут использованы в программе. Этот раздел состоит из разделов описания: меток, типов, констант, переменных, процедур и функций.
BEGIN - ключевое слово, указывающее, что за ним следует текст программы.
[команды] - команды языка программирования.
END. - указывает на окончание программы.

Команды заканчиваются символом ; - этот символ показывает окончание одной команды и начало следующей.
Команды могут содержать произвольное количество пробелов, а так же могут быть разделены на несколько экранных строк и наоборот - несколько команд может быть в одной строке. В принципе вся программа на языке Pascal может быть записана в одну экранную строку.


Пример 1.1:
PROGRAM Primer; {имя}
USES Crt,Dos; {Необязательные операторы USES}
Var x,y,z:word; {раздел описания}
BEGIN
x:=5;
y:=6; {команды}
c:=x+y;
END.

Пример 1.2 (та же программа, записанная в 5 строк, а не в 8):
PROGRAM Primer;
USES Crt,Dos;  Var x,y,z:word;
BEGIN
x:=5; y:=6; c:=x+y;
END.

Примечание: оператор PROGRAM [имя] можно вообще не писать, на работу программы он не влияет.

Комментарии в программе
Комментарии используются для пояснения некоторых участков кода программы. Комментарии игнорируются компилятором, и поэтому не влияют на выполнение программы. Для записи комментария используют символы: { и } или (* и *)


В примере 1.1 комментарии записаны в виде {...}
Комментарий, содержащий знак доллара ($) сразу после открывающей скобки { или (*, является директивой компилятора. За символом $ следует мнемоника команды компилятора.